Не должно быть разрыва между профессиональными и образовательными стандартами

Преодолеть разрыв между требованиями рынка труда и системой подготовки кадров – такая задача стоит перед вузами РК.

Вопрос взаимодействия системы подготовки кадров и требований рынка труда был актуален всегда. Потребность в квалифицированных кадрах в советское время жестко регулировалась государством исходя из потребностей экономики. Осуществлялся баланс между спросом и предложением.

Мы живем в условиях рыночной экономики, когда все должна регулировать «невидимая рука» рынка. Однако в действительности этого не происходит. И вузы, и колледжи лишены четких ориентиров при подготовке специалистов, в результате наблюдается дисбаланс между предложением специалис­тов системой образования и их потребностью в трудовой сфере. Осложняет ситуацию тот факт, что сегодня происходит ускорение всех процессов, будь то изменение потребностей людей или изменение характера рынка и бизнеса.

В связи с этим Президент Респуб­лики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем сентябрьском Пос­лании справедливо отметил: «Фактически отечественная система подготовки специалистов оторвана от реального рынка труда».

В связи с этим перед системой образования стоит задача обеспечения рынка труда специалис­тами, способными адекватно отвечать на современные вызовы, обладающими новыми знаниями, способными их применять и, главное, способными их непрерывно обновлять.

При этом надо понимать, что, с другой стороны, система образо­вания по своей сути является инерционной, принятые сегодня решения дадут результаты через 5–10 лет. А рынок труда нуждается в специалистах с новыми навыками и компетенциями сегодня. И как в такой ситуации объединить «волну и камень, лед и пламень»?

Мировая практика показывает, что ключом для сопряжения системы образования и трудовой сферы является Национальная система квалификаций (НСК), которая включает национальную и отраслевые рамки квалификаций, профессиональные стандарты, образовательные программы и независимые системы оценки и присвоения квалификаций.

Опыт стран, развивающихся в условиях рыночной экономики, показывает, что хорошо развитая Национальная система квалификаций, основанная на результатах обучения, помогает государству планировать насыщение рынка труда востребованными кадрами. Сфера образования получает четкие ориентиры для образовательных программ, соответствующих требованиям работодателей. Работник получает возможность планировать свое профессиональное развитие, получить подтверждение своих квалификаций, определить карьерную цель и стратегии по ее достижению.

Конкретная задача по созданию национальной системы квалификаций в Казахстане была поставлена Первым Президентом – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда». Первый Президент страны подчеркнул, что «необходимо придать импульс всей работе по созданию национальной системы квалификаций, которая, по сути, является «дорожной картой», профессиональным лифтом для каждой профессии». По его словам, «профессиональные стандарты, разработанные в рамках НСК, должны стать ориентиром для образовательных стандартов, применяемых в учебных заведениях при подготовке специалистов. Не должно быть разрыва между профессиональными и образовательными стандартами».

Внедрение системы квалификаций потребовало смены самой парадигмы образования: от знаниевого подхода к компетентностному. В новой парадигме определяющую роль играют результаты обучения, показывающие знания, навыки и компетенции, которые будут достигнуты по итогам освоения программы. Это удобно и работодателю, и обучающемуся. Сразу виден конечный результат. Своеобразная обратная задача, когда сразу дается ответ, который должен быть получен по итогам освоения модулей образовательной программы.

В прошлом году в Закон «Об образовании» внесены важные поправки, в значительной мере расширяющие права вузов самостоятельно формировать образовательные программы, а также осуществлять подготовку не по узким специальностям, а по направлениям подготовки. Министерство отошло от централизованно управляемого учебного процесса для конкретных образовательных программ и предоставило университетам право самостоятельно разрабатывать этот процесс наиболее эффективными способами и адаптированными к возможностям, потребностям и интересам обучающихся студентов. Тем самым обеспечивается гибкость образовательных программ с учетом требований экономики региона и страны. Происходит сближение процесса подготовки специалистов к нуждам и ожиданиям трудовой сферы.

В настоящее время процесс развития национальной системы квалификаций в Казахстане вступил в новый этап. На совещании по вопросам занятости и труда в мае прошлого года Глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: «Четвертая промышленная революция дает толчок появлению совершенно новых профессий. Сегодня знания устаревают достаточно быстро, поэтому глобальным трендом стала подготовка кадров с профессиональными компетенциями». В связи с этим Правительству дано поручение «обеспечить комплексное обновление образовательных программ по наиболее востребованным специальностям».

В июле 2019 года впервые при Правительстве создан Национальный совет по квалификациям и, что очень важно, постоянно дейст­вующий рабочий орган – Проект­ный офис по развитию социально-трудовой сферы. Разработана Дорожная карта по внедрению Национальной системы квалификаций в Казахстане до 2025 года. Основной задачей совета стала выработка предложений по разработке основных направлений развития Национальной системы квалификаций по укреплению связи между рынком труда и системой подготовки кадров, а также созданию и развитию сис­темы сертификации и признания квалификаций.

На состоявшемся 4 декабря 2019 года заседании Национального совета под председательством Премьер-министра Аскара Мамина утверждены 36 отраслевых рамок квалификаций и принято решение до конца марта 2020 года завершить работу по разработке Атласа новых профессий, на основе которого будут готовиться кадры в соответствии с потребностями рынка труда. Теперь, когда большая часть профессиональных стандартов уже утверждена, все вузы должны будут обновить свои образовательные программы, где в основе будут результаты обучения и компетенции, прописанные именно в этих профстандартах. Это очень важная и объемная работа, которую мы должны провести в сжатые сроки.

Следует также отметить, что в республике идет работа над соз­данием перечня регулируемых профессий, который должен быть введен в действие с 2021 года. Напомню, что для этих профессий, согласно принятым поправкам в законодательство, помимо наличия диплома предусмотрена обязательная профессиональная сертификация выпускников с 2021 года, которая должна проводиться независимыми центрами подтверждения квалификаций. Апробация системы сертификации и признания квалификаций по приоритетным отраслям нач­нется уже в 2020 году.

Сертификация по ряду профессий уже существует, и речь здесь идет о том, что теперь это будет охватывать всю систему подготовки кадров. Студенты, поступившие в вузы с 2018 года, после получения диплома должны будут для допус­ка к профессии, относящейся к перечню регулируемых, проходить сертификацию. И это большой вызов для наших университетов.

Напомню, что также с 2021 года вузами будут выдаваться дипломы собственного образца. Студенты, обучающиеся с 2018 года, должны понимать, что они получат уже не дипломы государственного образца, а документ определенного учебного заведения. Это значит, работодатель будет решать, признавать ли этот документ и брать ли выпускника того или иного вуза на работу, основываясь на репутации вуза, его узнаваемости, на качестве его образовательных программ и полученных обладателем этого диплома компетенций. Трудоустройство же менее 50% выпускников приведет к лишению лицензии вуза. Печатать дипломы или не давать качественные знания будет чревато серьезными последствиями.

В целом создание специальных институтов для совершенствования Национальной системы квалификаций будет, несомненно, способствовать структурированию постоянно усложняющегося рынка труда и актуализировать требования к квалификациям, получаемым выпускниками организаций образования.

Задача вузов в настоящее время – максимально гармонизировать образовательные программы с принимаемыми отраслевыми рамками квалификаций и профессио­нальными стандартами. Важно расширить практику прив­лечения представителей рынка труда, местных сообществ к разработке образовательных программ в части определения необходимых компетенций выпускников.

Вместе с тем следует отметить, что бизнес еще недостаточно включается в разработку образовательных программ вузов и колледжей. А без постоянного активного учас­тия работодателей в этой работе трудно ожидать выпускников с компетенциями, соответствующими глобальным изменениям на рынке труда. И здесь очень важна роль НПП «Атамекен», которая, с одной стороны, проводит работу по утверждению и обновлению профессиональных стандартов, с другой – рейтинг образовательных программ вузов.

Нами будут повышаться требования и к аккредитационным агентствам, которые при аккредитации образовательных программ также должны включать в свои стандарты сопоставимость результатов обучения с дескрипторами рамки квалификаций.

Таким образом, дальнейшее развитие Национальной системы квалификаций в Казахстане способствует диверсификации образо­вательных программ, повысит их практикоориентированность и тем самым поможет гармонизировать взаимоотношения сферы образования и рынка труда при переходе к постиндустриальному обществу. И станет эффективным инструментом для адаптации отечественной системы образования к изменяющейся реальности. Такая взаимосвязь системы образования и рынка труда в свою очередь даст импульс для роста бизнеса и экономики страны и повышения ее региональной и глобальной конкурентоспособности в целом.

Добавить комментарий


Защитный код


Обновить