Идрисова А.Н.
Отдел развития ТиПО и международных связей
Анализ посвящен обзору мирового опыта в области разработки учебной, учебно-методической литературы и пособий по спецдисциплинам ТиПО
В статье представлены примеры политики государств по определению механизмов разработки учебной, учебно-методической литературы и пособий

 

Анализ международного опыта и предложения по подготовке учебной литературы и учебно-методических комплексов 
по специальным дисциплинам технического и 
профессионального образования

    Соединенные Штаты Америки
    В США установлены определенные правила и процедуры принятия учебников и УМК. Несмотря на то, что все штаты имеют нормативные положения для обеспечения студентов учебниками и другим учебным материалом, политика и процедуры их отбора сильно отличаются. В целом, политика США в этой сфере подразделяется на 2 категории. Во-первых, Департаменты образования (SEAs) в штатах, которые позволяют местным агентствам образования (local education agencies) и школам самостоятельно выбирать учебные программы для использования. Во-вторых, те, которые руководствуются процессом отбора, установленным на уровне штата. 
    Процесс отбора учебного материала включает большой объем средств из государственного бюджета и является общественно важным. Поэтому, процесс отбора и приобретения учебников и УМК должен быть открытым и честным. Это достигается следующим образом:
    В США созданы 2 комитета, занимающихся вопросами подготовки учебников. Первый из них –Постоянный комитет следит за законностью процесса принятия (одобрения) учебников и УМК и устанавливает временные сроки для каждого цикла просмотра. В основном такие комитеты состоят из 10 или менее членов.
    Второй – Специальный комитет занимается отбором учебных материалов и проводит экспертизу учебников на соответствие стандартам и другим установленным критериям. В его состав входят эксперты - специалисты, глубоко знающие предмет, нормативные документы. Обычно его членами являются специалисты департаментов образования, директора УЗ, а также представители общественности. По результатам рассмотрения Специальный комитет формирует рекомендации соответствующим организациям для принятия учебного материала.

    Механизм отбора (принятия) учебного материала (учебников, УМК) состоит из 2-х этапов.
    Первый этап - публичное объявление приглашения для издателей и других потенциальных авторов учебных программ для сдачи материала. Этот процесс состоит из двух шагов. Первый заключается в написании письма издателям, а второй - в приглашении департаментом образования всех заинтересованных в предоставлении работ для рассмотрения. Сообщаются критерии отбора, и предоставляется информация, способная помочь авторам определить подходит ли материал для принятия. Помимо запроса самого учебного материала для рассмотрения, издателей и/или авторов просят показать способность уложиться в указанные временные сроки, доказать связь материала с соответствующим стандартом, предоставить необходимое количество копий. Некоторые юрисдикции требуют заключения официального соглашения, включающего ценовое предложение, а некоторые ждут полного рассмотрения и окончательного решения перед тем, как запрашивать заключение официального соглашения. Следует отметить, что в некоторых штатах налагается плата за участие в процессе отбора УМК как средство возмещения расходов в связи с рассмотрением материала.
    Для обеспечения необходимой гибкости на местном уровне принимаются следующие меры:
-принятие многочисленных учебных программ для каждой сферы (предмета). В большинстве случаев, местные агентства образования могут выбирать из списка одобренных материалов, количество которых может быть от трех до семи.
-установление процесса, позволяющего местным агентствам образования получить разрешение на использование учебных ресурсов, не включенных в список одобренных материалов. 
-обеспечение финансирования для использования по усмотрению школы, колледжа, класса. 
    2) Американские Технические Издатели (АТИ) – это принадлежащая работникам издательская компания, расположенная в Орланд Парк, штат Иллинойс. АТИ издает учебные материалы для технического образования, производственного обучения и обучающих программ по различным областям, таких как электрика, строительство, сварка, кулинария и т.д. Материалы включают в себя учебники, книги, справочники и цифровые медиа.
    Механизм подготовки и издания технического материала:
1) Выбор автора материала. Автор работает в тесном сотрудничестве с издателем, и выбор издателя должен быть основан на тщательном рассмотрении квалификации персонала, репутации, разработки и продвижении его возможностей.
2) Подготовка предложения. Предложение – это информация, подготовленная автором, который позволяет издателю, принять обоснованное решение о возможности публикации работы. Если предложение принято, оформляется и подписывается соглашение. В компании происходит тесное сотрудничество между автором и редакцией в ходе подготовки предложений и процесса подготовки рукописи. 
3) Оценка предложения. Решение о публикации рукописи почти всегда экономическое решение. Отказ от предложения не всегда означает плохое качество, а, скорее, несоответствие потребности издателя и содержания рукописи.
4) Подготовка и издание работы (рукописи). Для получения наиболее доступного и востребованного материала, необходимо учитывать следующее:
- Включить достаточно информации, чтобы позволить читателю освоить конкретные понятия;
- Организация содержания от самого распространенного к наименее общему и от простого к сложному;
- Просмотреть все конкурирующие продукты для содержания до начала работы;
- Организация содержания, позволяющая читателям сравнить и сопоставить.

    Канада 
    Широко используемые преподавателями учебники интерпретируют политику учебного плана, отражая мнения авторов, издателей и рецензентов. Их содержание предполагает знания и навыки, которых студенты должны достичь.
    Этапы подготовки и издания учебников для учебных заведений профессионального образования:
1) Определение списка востребованных учебников согласно учебному плану;
2) Групповое обсуждение преподавателями содержания учебников и последовательности глав;
3) В результате конечный вариант рассылается авторам и издателям;
4) Заключение договора с авторами.

Функции участников процесса разработки учебников:
1) Авторы, готовящие рукопись, предоставляют комментарии для главного менеджера, презентацию согласно договору;
2) Проектный менеджер или агент собирает рабочую команду, готовит предложение для автора, утверждает макет учебника;
3) Редактор рассматривает все проекты рукописи, обеспечивает обратную связь в отношении стиля, содержания и т.д., обеспечивает комментарии рецензента;
4) Графические дизайнеры создают макет учебника (в том числе графические изображения), основанные на направления авторов, редактора и высшего руководства.

    Отзывы (рецензии) на учебные материалы обычно получают от группы примерно из десяти учителей-практиков, а также, по крайней мере от одного эксперта в такой области, как оценка и анализ. 
    Окончательный обзор проекта рукописи после их редактирования и одобрения проводится старшим менеджером.

Южная Корея
Существует три вида корейских учебников. 
1. Министерство образования и развития трудовых ресурсов передает разработку учебников соответствующим университетам или научно-исследовательским институтам. 
2. Несколько команд, состоящих из университетских преподавателей и учителей, пишут учебники, которые оцениваются и сертифицируются министерством. 
3. «Не педагоги» пишут учебники, которые должны быть одобрены министерством образования. 

Процесс разработки:
1) Министерство образования объявляет государственную программу по дисциплине и утверждает общий учебный план для разработки учебных материалов, учебников и книг.
2) Министерство образования затем выбирает научно-исследовательский институт и доверяет институту разработку учебников и связанные с ними ресурсы. Назначенный институт представляет предложение о разработке, которое рассматривается и окончательно утверждается министерством.
3) Институт организует и проводит научные исследования и создает авторский коллектив, составляющий около 10 человек. Главную роль играет исследовательская группа, которая готовит конкретный проект, где должны быть указаны основные принципы программы.
4) Авторский коллектив института оформляет рукопись со всеми необходимыми изменениями. На основе консультаций с исследовательской группой подготавливается первый проект рукописи.
5) Совет по обзору и оценке рассматривает проект и просит о его пересмотре. Институт пересматривает проект, и совет рассматривает его снова.
6) Авторский коллектив готовит второй проект, опираясь в основном на анализ результатов учебных заведений, с проведением специальных консультаций. Таким образом, делается окончательный вариант учебника, и он публикуется.

    Сингапур
    В Сингапуре, как и во многих странах, национальная учебная программа разрабатывается и издается Министерством образования, и все школы должны следовать данной программе. Соответственно, учебники должны соответствовать содержанию программ. Поэтому является целесообразным сотрудничество и взаимопомощь между разработчиками учебников и учебных программ. 
    Создан Институт по развитию учебных программ для разработки учебных материалов с целью использования их в учебных заведениях. Структура института: административный департамент, департамент образовательных технологий, рабочая группа, отдел по языкам и науке. 
    Рабочая группа занимается разработкой концептуальных программ, учебных материалов, проводит специальные семинары. 
    В Институте действует Отдел по планированию и развитию учебных программ, который занимается подготовкой учебных программ для коммерческих издателей, обеспечивает качество и доступные цены учебников, вывешивает список всех одобренных учебников на сайте.
    Сотрудничество Отдела с коммерческими издателями обеспечивает качество учебников и доступные цены на них. Отдел также занимается проведением обучающих семинаров для преподавателей по использованию учебных материалов.
    С середины 1990-х гг.подготовка и издание учебников было децентрализовано в Сингапуре. Тем не менее, разработчики учебных программ всегда поддерживали тесную взаимосвязь с авторами учебников. Более того, все школьные учебники в Сингапуре должны быть рассмотрены и одобреныКомитетом по оценке учебников, назначенным Министерством образования перед их изданием и использованием в школах. 
    В состав Комитета входят и разработчики учебных программ. В дополнение, авторы учебников должны доработать недостатки, отмеченные в экспертном заключении. 
    Высокий интерес исследователей и политиков к подходу подготовки учебников в Сингапуре может быть объяснено положительными академическими результатами студентов. 
    Процесс подготовки учебников математики основывается на 6 взаимосвязанных принципах: принцип соответствия учебным программам, принцип дисциплины, педагогики, технологии, контекста, и презентации. 
    Принцип соответствия учебным программам подразумевает, что учебники должны быть разработаны для реализации соответствующей программы. 
    Принцип дисциплины заключается в правильном, корректном представлении материала по тому или иному предмету, дисциплине. 
    К тому же, авторам учебников необходимо получать отзывы и мнения учителей и студентов, использующих учебники. То есть, подготовка учебной литературы должна представлять непрерывный процесс.
    Принцип педагогики. Разработка учебников должна способствовать эффективному обучению, изучению и оценке знаний. Авторы должны иметь хорошие знания по педагогике, а также сотрудничать с преподавателями определенных дисциплин.
    Под принципом технологии понимается необходимость интегрирования современных информационных и коммуникационных технологий для улучшения результативности и эффективности процесса обучения. Например, включение заданий исследовательского или творческого характера с использованием новых технологий. Также, привлечение экспертов в использовании ИКТ в разработку учебников является важным элементом. 
    Принцип контекста заключается в том, что учебники должны передавать адекватные культурные, социальные и даже исторические контексты при изучении той или иной дисциплины. Такая информация способна повысить мотивацию студентов к обучению. 
    Принцип презентации подразумевает соответствие дизайна и презентации содержания учебников уровню и требованиям методики преподавания. Например, такие аспекты как реалистичность рисунков (фотографий), четкие иллюстрации, использование разных цветов, и простота языка могут быть рассмотрены при подготовке учебников. Рекомендуется совместная работа авторов учебников с издателями. 

    Словакия
    В 2001 году создан проект «Политика учебника в Словакии». Представители Министерства образования, местных органов самоуправления, издатели, учителя, специалисты по отдельным дисциплинам, а также студенты были вовлечены в проект каждый на своем отдельном этапе. В итоговом документе предлагается набор действий и рекомендаций по совершенствованию отдельных компонентов политики учебников, в том числе:
создание независимого комитета по утверждению учебников, 
упорядочение процесса издания учебников, 
улучшение системы сбора заказов от школ, 
более эффективная система распределения учебников. 
 
    Основной задачей второго этапа проекта была подготовка системы утверждения и оценки нового учебника. В результате, были разработаны новый набор критериев и методы оценки для использования: 
1) оценка образцов рукописей в тендерном процессе, 
2) утверждение и опубликование завершенной рукописи, 
3) оценка учебников, используемых в учебных заведениях. 
Исходя из выявленных атрибутов качества, были получены 6 основных категорий оценки учебников: 
соблюдение основных педагогических документов, 
личное развитие, 
отбор содержания, 
социальная корректность, 
методологический подход 
визуальный макет.

    По исследованиям ЮНЕСКО (UNESCO-IBE. “Development of textbooks and teaching-learning materials.” Activity 2: Textbook evaluation and approval, in “Training Tools for Curriculum Development. A Resource Pack”,www.ibe.unesco.org), современное направление политики развития учебников и учебного материала отражает переход к рыночной системе издания учебников. В некоторых странах роль развития, издания и распространения учебников уже принадлежит частной индустрии, которая берет за основу своих книг программы по определенным предметам. В такой ситуации роль государства может заключаться в:
- подготовке четких учебных программ по предметам и инструкции для учебников;
- обеспечении доступности данных документов для создания учебников;
- установке объективного процесса оценки и авторизации учебников;
- решении вопроса финансирования и передачи книг школам;
- установке минимальных стандартов издания;
- установке таких же функций относительно других учебных материалов;
-защите прав интеллектуальной собственности. 

    Для справедливой и объективной оценки Министерства образования признают необходимость создания независимых оценочных управлений. Такие управления наделены большей ответственностью, чем внутренние комитеты Министерства. 
Некоторые страны, как Вьетнам и Германия:
    оперируют строгой системой оценки и тестирования учебного материала перед использованием в учебных заведениях. Во время данного процесса от издателей требуетсяпробное внедрение учебников или его частей в выборочных школах. 
    В Квебек, Канаде, учебники иностранного языка должны пройти пять отдельных оценочных панелей, включая педагогику, антирасизм, равные возможности и др. 
    Разнообразный подход к учебникам подразумевает, что многие издатели участвуют в подготовке учебников, ожидая одобрения Министерства, либо позволяя рынку решать, какой учебник лучше. Такой подход способствует ограничению государственного контроля и предоставления свободы местным руководителям учебных заведений или учителям в выборе учебников, наиболее подходящих для достижения целей учебных программ. Осуществление данной политики требует четкого планирования для того, чтобы избежать недопонимания и неясности со стороны учителей, высоких затрат и проблем с подготовкой учителей. Также существует множество примеров возникновения проблем, коренящихся в конфликте интересов, протекционизме и непоследовательных процессах оценки учебников. 

    Россия
    Одним из схем подготовки учебников в России является опыт сотрудничества с издательствами. Стратегия одного из крупных издательств – издательства «Академия», например, основана на системном подходе. При выборе тематики издательство опирается на государственные образовательные стандарты наиболее массовых и социально значимых специальностей и направлений подготовки. Авторские коллективы для написания учебников по всем дисциплинам формируются из числа ведущих учёных, специалистов и преподавателей-практиков. При этом каждая дисциплина обеспечивается комплексно: выпускается учебник и дополнительная литература в виде задачника, лабораторного практикума, рабочей тетради и т.д.
    Также в России существует схема проведения экспертизы учебников по общеобразовательным дисциплинам. Экспертизу проводят Российская академия образования (РАО) и Российская академия наук (РАН). В случае нецелесообразности проведения экспертизы учебников в РАН и РАО учебники направляются в иные экспертные организации в соответствии с согласованным Cписком экспертных организаций Минобрнауки России для проведения экспертизы учебников. Для ряда учебных предметов в списке указано несколько экспертных организаций, поэтому для части учебников выбор экспертных организаций производится методом случайной выборки комиссией в составе не менее 9 человек из представителей Минобрнауки России, издательств и средств массовой информации. 

    Республика Беларусь
    В соответствии с Государственной программой развития профессионально-технического образования на 2006-2010 годы в Республике Беларусь утверждено Положение о комплексном методическом обеспечении учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, одним из компонентов которого являются средства учебно-методического обеспечения, включающие методики преподавания предметов; методические рекомендации и разработки; а также средства обучения, включающие учебные, справочные, издания; инструкционные, технологические, инструкционно-технологические карты; технические и электронные средства обучения.

 

Выводы и предложения

    В мировом образовательном пространстве системы обеспечения учебной литературой и учебно-методическими комплексами различных стран объединяет общая политика государственного контроля, наличие единых программ и учебных планов, государственных структур по оценке качества содержания учебников, выделение большого объема средств из государственного бюджета на подготовку и издание учебников.
    По исследованиям ЮНЕСКО, развивается тенденция перехода к рыночной системе издания учебников. 

    Предложения по подготовке и изданию учебно-методической литературы для ТиПО
    Предлагаем создать отдельную структуру с целевым финансированием, специализированную на подготовке и издании учебной литературы для ТиПО, задачи которой:
анализ спроса, составление плана подготовки учебной литературы и УМК;
- подготовка к изданию и издание учебной литературы по специальным дисциплинам, утвержденных и допущенных МОН РК;
- повторное издание учебной литературы, пользующейся спросом в учебных заведениях технического и профессионального образования.

 

Использованная литература:

1) American Technical Publishers, www.go2atp.com

2) Dumas, P. (2006) “Textbook and instructional materials adoption policy and procedures”, Policy Brief, Pacific Resources for Education and Learning, p.1-6.

3) Development and Characteristics of Korean Mathematics Textbooks Jeong Suk Pang Korea National University of Education

4) Fan, L. (2010), “Principles and processes for publishing textbooks and alignment with standards: a case in Singapore”, APEC Conference on replicating exemplary practices in mathematics education, Koh Samui, Thailand.

5) Principles and Processes for Publishing Textbooks and Alignment with Standards: A Case in Singapore Lianghuo Fan, Nanyang Technological UniversityMarch 2010

6) Process of Development and Testing of Textbook Evaluation Criteria in Slovakia, Maria Nogova, Jana Huttova

7) Textbook Publishing,Textbooks, and Democracy:A Case StudyLaura Elizabeth Pinto University of Toronto, Journal of Thought, Spring-Summer 2007

8) UNESCO-IBE, “Development of textbooks and teaching-learning materials.” Activity 1: Policies for provision management, in “Training Tools for Curriculum Development. A Resource Pack”. www.ibe.unesco.org

9) UNESCO-IBE. “Development of textbooks and teaching-learning materials.” Activity 2: Textbook evaluation and approval, in “Training Tools for Curriculum Development. A Resource Pack”, www.ibe.unesco.org

10) Байденко В.И., Олейникова О.Н. Научные исследования в сфере профессионального образования: состояние и проблемы (1996-1999 гг.): Тематический обзор отчетов, исследовательских программ, монографий и публикаций. М., 2000.

11) Новиков А.М. Профессиональное образование в России: (Перспективы развития) / РАО, Исследовательский центр проблем непрерывного профессионального образования. – М., 1997;

12) Осовский Е.Г. Проблемы совершенствования понятийно-категориального аппарата профессиональной педагогики. – В кн.: Проблемы профессионального образования молодежи: Межрегиональный сборник научных трудов. Саранск-Пенза-Тольятти, 2002. С.4-6.

13) Хейфец П.С. Мировой опыт профессионального образования и возможности его использования в России / Центральный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов профессионального образования Министерства образования РФ. – СПб., 1996.